По объекту налогообложения налоги делятся на в нк рф

Налоговая система Российской Федерации

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК) определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 ). Данное определение предусматривает следующие основные моменты:

  1. налог является индивидуально безвозмездным;
  2. цель взимания налога — обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.
  3. отмечается односторонний характер установления налога;
  4. налог взыскивается на условиях безвозвратности;
  5. уплата налога как обязанность налогоплательщика не порождает встречной обязанности государства;
  6. утверждение налогов — прерогатива законодательной власти;

Функции налогов .

Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством их функций: фискальной, регулирующей, социальной, контрольной. Фискальная функция налогов означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходование этих средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

Регулирующая функция налогов призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру. Социальная функция налогов затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством: а) неравного обложения налогом разных сумм доходов (использование прогрессивной шкалы налогообложения); б) применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья); в) введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия).

Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов, и наоборот.

По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица.

Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.

Сочетание этих функций при построении налоговой системы способствует экономическому росту государства и социальной защищенности населения. Элементы налогообложения . Налог — это сложная система отношений, включающая в себя ряд элементов. Согласно НК при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п.

6 ст. 3 ). Элементы налогообложения делятся на три группы:

  • дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога: предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад и др.
  • основные (обязательные) элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налога. Согласно ст. 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок начисления налога, порядок и сроки уплаты налога;
  • факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам (например, налоговые льготы);

а) субъект налогообложения (налогоплательщик) — лицо, на которое в соответствии со ст.

19 НК возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы). Согласно Российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода; б) объект налогообложения — это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.); в) налоговая база .

Она представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога. В ст. 53 НК дается определение налоговой базы: она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Соответственно различаются налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода); с объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг); с физическими показателями (объем добытого сырья); Так, в зависимости от способа определения суммы налога ставки делятся на равные (для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога); твердые (на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога, например, 70 руб.

Рекомендуем прочесть:  Что такое соц страхование

за 1 кв. м площади); процентные (с каждого рубля предусмотрен определенный процент налогового обязательства). В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают ставки общие; повышенные; пониженные (например, при общей ставке НДС 20% предусмотрена пониженная ставка 10%).

В зависимости от содержания ставки могут быть маргинальными (такие ставки непосредственно установлены в нормативном акте о налоге); фактическими (они определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономическими (определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу); е) порядок исчисления налога . Существуют две системы исчисления налога: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода); ж) порядок уплаты налога . т.е. способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Он предполагает решение следующих вопросов:

  1. механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);
  2. средства уплаты налога (в рублях, валюте);
  3. направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);
  4. особенности контроля уплаты налога.

Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки перечисляется налогоплательщиком или иным обязанным лицом (ст. 58 НК ). При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов (ст.

24 НК ). Основными способами уплаты налога являются:

  1. кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества; в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа);
  2. уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах — налоговую декларацию);
  3. уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);

з) сроки уплаты налогов и сборов . Согласно ст. 57 НК они устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно было совершено.

Факультативные элементы налогообложения . Они представлены налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц; для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льготы делятся на три вида: в) налоговые кредиты — льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад.

Они представляют собой замену налога или его части натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, в связи с его деятельностью в какой-либо поощряемой сфере или в зависимости от его социального и имущественного положения (например, кредит для инвалидов). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

  1. целевой (инвестиционный) налоговый кредит;
  2. отсрочка или рассрочка уплаченного налога;
  3. вычет из налогового оклада (валового налога);
  4. зачет ранее уплаченного налога;
  5. возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);
  6. снижение ставки налога;

г) инвестиционный налоговый кредит — такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в конкретных пределах уменьшать свои платежи по налогу.

В дальнейшем поэтапно налогоплательщик погашает свою задолженность по кредитам и начисленным процентам.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита определены в ст. 67 НК. а) предмет налога — реальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и др.); б) масштаб налога — установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб налога определяется посредством стоимостных и физических характеристик.

При измерении дохода или стоимости товара в качестве масштаба налога используют денежные единицы, при исчислении акцизов на алкоголь — крепость напитков, при определении налога с владельцев автотранспортных средств — мощность двигателя, объем двигателя или вес автомобиля; в) единица налога. Как дополнительный элемент налога она тесно связана с его масштабом и используется для количественного выражения налоговой базы. Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба: при обложении налогом земель — это гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной стоимости — рубль; при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств — лошадиная сила; г) источники налога — резерв, используемый для его уплаты.

Рекомендуем прочесть:  Договор на обивку кожей мебели

Источником являются доход и капитал налогоплательщика; применительно к хозяйственной деятельности предприятия — такие экономические показатели, как себестоимость, финансовый результат, прибыль и т.д.; Классификация налогов . Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов.

Она может быть проведена по следующим критериям. а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода).

Эти налоги подразделяются:

  1. реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
  2. личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги.

В свою очередь, косвенные налоги подразделяются:

  1. фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
  2. косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы, услуги (например, НДС);
  3. таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).
  4. на косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строю определенные группы товаров (например, акцизы);

а) федеральные (общегосударственные) налоги, которые определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории; б) региональные налоги, которые устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов; в) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. а) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом; б) целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.

а) на взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц); б) взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций); в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог). а) равные налоги, характеризующиеся одинаковой суммой налога для каждого налогоплательщика; б) пропорциональные налоги, взимаемые по единой ставке при любом размере дохода; в) прогрессивные налоги, характеризующиеся повышением ставки с увеличением базы налогообложения; г) регрессивные налоги, ставка которых уменьшается с ростом величины объекта налогообложения.

а) на совокупные налоги, которые взимаются, например, с имущества одного налогоплательщика (налог на имущество предприятия); б) частичные налоги — они применяются по отношению к отдельному виду имущества (например, к земле); в) брутто-налоги, т.е.

налоги, при исчислении которых исходят из актива баланса предприятия, включая и заемные средства; г) нетто-налоги (чистые налоги) — они взимаются с разницы между всем имуществом и привлеченными средствами. а) закрепленные, которые целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины); б) регулирующие, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).

а) на общеобязательные, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (налог на доходы физических лиц); б) факультативные, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание находятся в компетенции региональных и местных органов власти (лицензионные сборы).

Налоговая политика и налоговая система .

Совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке, представляет собой налоговую систему страны.

Установленная НК налоговая система России приведена на рис. 18.4. Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой — не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Достижению этой цели во многом способствует налоговая политика, представляющая собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны.