Подтверждение форс мажора

Подтверждение форс мажора

Субъекты хозяйствования всегда были заинтересованы в разъяснении чуть ли не самого актуального вопроса – что является основанием для освобождения от ответственности по договорным обязательствам. Проанализировав закрепленные и устоявшиеся определения форс-мажора и непреодолимых обстоятельств, можно прийти к следующему выводу. Колебание экономики и факт ее спада полностью относится к понятию «предпринимательский риск», то есть характера исключительности указанные события не имеют.

Такая позиция подтверждается как практикой на территории Украины, так и международными правилами ведения хозяйственной деятельности.

Однако нужно учитывать и то, что некоторые региональные торгово-промышленные палаты (в дальнейшем — ТПП) придерживаются прямо противоположной точки зрения. Так, например, Луганская региональная ТПП в 2009 году признала финансовый кризис обстоятельством форс-мажора.

Соответственно, в судебном порядке такой сертификат стал основанием для возмещения задолженности по ненадлежаще выполненным обязательствам. Такие расхождения в трактовке норм об определении форс-мажорных обстоятельств были обычным явлением.

На сегодня же урегулирование таких коллизий стало реальным. К сожалению, это состоялось за счет экстра-актуальной проблемы преодоления угрозы террористических актов и сохранения территориальной целостности Украины и связано с принятием Закона Украины

«О временных мерах на период проведения антитеррористической операции»

.

Следовательно, законодательно закреплен перечень тех обстоятельств, которые можно считать форс-мажорными. До этого в своем большинстве стороны договорных отношений самостоятельно определяли четкие, ограниченные обстоятельства в договоре. Другим вариантом этого аспекта отношений становилось всестороннее возложение рассмотрения целесообразности чрезвычайных (непреодолимых) обстоятельств на торгово-промышленные палаты.

Угроза войны, вооруженные конфликты (вероятные угрозы такого конфликта), вражеские атаки, блокады, военное эмбарго, объявленная и необъявленная война и другие обстоятельства тождественного характера отныне наряду с исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями отнесены к обстоятельствам форс-мажора (обстоятельствам непреодолимой силы) (исчерпывающий перечень обстоятельств приведен в ст. 14? Закона Украины «О торгово-промышленных палатах Украины» ).

При этом финансовый и экономический кризис, дефолт .

рост официального и коммерческого курсов иностранной валюты относительно национальной, а также несоблюдение/нарушение обязанностей перед контрагентом, отсутствие необходимых для выполнения договорного обязательства товаров на рынке, отсутствие средств у должника и другие тождественные обстоятельства не могут считаться форс-мажорными. Такая позиция Торгово-промышленной палаты Украины (в дальнейшем – ТПП Украины) изложена в Регламенте засвидетельствования форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) от 18.12.2014 г. Вместе с тем, этот Регламент закрепляет исключительную компетенцию ТПП Украины по засвидетельствованию форс-мажорных обстоятельств относительно определенных видов соглашений.

К таким относятся внешнеторговые соглашения, международные договоры Украины, внешнеэкономические соглашения, в которых непосредственно отнесена функция засвидетельствования к компетенции ТПП Украины, а также договоры между резидентами Украины, в которых четко отнесена вышеупомянутая функция к компетенции ТПП Украины. Региональные же торгово-промышленные палаты уполномочены удостоверять форс-мажорные обстоятельства, касающиеся всех вопросов, отнесенных к компетенции ТПП Украины, кроме вышеприведенных. Так, региональные ТПП вправе выдавать сертификаты по всем вопросам договорных отношений, которые предусмотрены нормативными актами и актами органов местного самоуправления.

В том случае, если региональная ТПП по объективным причинам не может выполнить свои функции по засвидетельствованию форс-мажорных обстоятельств, эту функцию будет выполнять ТПП Украины или ближайшая по расположению региональная палата. Но такое возможно только в том случае, когда такая замена не противоречит условиям рассматриваемого договора.

В связи с тем, что торгово-промышленные палаты имеют широкий круг полномочий во время рассмотрения заявок субъектов хозяйствования, нужно иметь в виду следующее. Четко установленный перечень обстоятельств, которые могут считаться форс-мажорными, и детализация условий оповещения контрагентов о таких обстоятельствах помогут избежать многих спорных моментов при наступлении форс-мажора.

По этим причинам преддоговорные действия сторон должны быть направлены на оптимизацию условий обязательств и в обязательном порядке предусматривают определение компетентных органов по засвидетельствованию форс-мажора, форм документов для такого засвидетельствования и, конечно, условий досрочного расторжения договора.

Такая рекомендация по детализации условий договора связана со следующим. По комментарию директора департамента юридического обеспечения ТПП Украины Любови Анатольевны Нестиренко, отказы в подтверждении обстоятельств форс-мажора возможны. В первую очередь это причины, связанные с самим договорным обязательством, – то есть, если в договоре четко не определена торгово-промышленная палата (Украины или региональная) как организация, удостоверяющая форс-мажорные обстоятельства.

И решающей причиной отказа может стать тот факт, что на момент заключения договора стороны могли предусмотреть обстоятельства, которые сделают невозможным надлежащее выполнение обязательств. В современных реалиях таким примером может быть заключение договора на момент проведения АТО. А такая позиция строго противоречит самому понятию форс-мажора как такового.

Что же в итоге? Законодатели закрепили новое правовое поле в сфере проблем урегулирования договорных отношений между субъектами хозяйствования. Сейчас только за участниками хозяйственных отношений закреплена задача по надлежащему применению указанных норм.

Поэтому очень важно избежать проявления недобросовестности в этой сфере.

Ведь такие изменения состоялись в чрезвычайно трудных условиях, и будет непрофессионально и неэтично не поддержать такую инициативу.